Здравствуйте, 9 мес назад приобрели щенка немецкой овчарки, видно, запустили, сейчас пёс не слушается, любит играть, не соблюдая меры, в игре способен неслабо укусить, подскажите, что делать?
Ответ
Собака старше 9 мес – уже не щенок и не взрослый пёс. Огрехи воспитания, допущенные в раннем возрасте, получится исправить, вооружившись терпением, свободным временем на дрессировку, последовательностью действий. Считается, что первые 6-8 мес щенок находится под постоянным присмотром для устранения нежелательного поведения, параллельно формируя положительные привычки. Так кратко описывается смысл воспитания. Если момент упущен, говорят уже о корректировке действий животного, устранении нежелательных моментов с помощью дрессировки.
Воспитать можно любое животное, независимо от возраста и породы, главное – желание хозяина, терпение, настойчивость, строгая последовательность действий, не знающая выходных.
О плохом воспитании
Плохое поведение четвероногого в большинстве объективно, но иногда носит субъективный характер. Никому не нравится, если пёс гадит в доме, но отдельным людям кажется забавным, если щенок прикусывает руку во время игры – по крайней мере, в первое время, пока зубы не заострились и челюсти не окрепли.
Следует различать естественный для собаки образ действий, который расценивается человеком как «нежелательное», но таковым не является. К примеру, агрессивная реакция пса на себе подобных, проявление охотничьего инстинкта. Требуется учитывать породные признаки, влияющие на поступки питомца. К примеру, немецкая овчарка представляет собой крупное служебное животное, легко считывающее настроение хозяина и не терпящее суеты в воспитании. Порода легко поддаётся дрессировке, любит физическую нагрузку и содержательные длительные прогулки. Действия животного меняются под воздействием недугов и особенностей физиологического состояния в разные периоды жизни: во время течки, прорезывания зубов.
Говорить о плохом поведении возможно лишь в отношении здоровой собаки, нивелировав породные признаки и особенности вида. К нежелательным проявлениям относят:
- чрезмерно громкий и частый лай;
- ярко выраженный инстинкт защиты территории, семьи;
- слишком доброжелательное отношение к чужакам;
- порча имущества;
- заигрывание животного с причинением боли хозяину и прочее.
Причины неприятных для людей щенячьих поступков
Суть дрессировки: хозяин сам создаёт потребность собаки, как адекватную реакцию на команды, и сам показывает путь её удовлетворения. Однако у четвероногого остаются собственные потребности, которые без внимания человека собака старается удовлетворить, изыскивая способы, неприятные человеку. Принять активное участие в анти-воспитании собаки способны члены семьи, которые относятся к четвероногому другу не как к животному, а как к маленькому человеку, исподтишка подкармливая, позволяя щенку играть с рукой либо тапочками. Подобный образ действий, подкреплённый возгласами умиления, крайне сложно искоренить.
Сложность перевоспитания
По мнению собаки, нежелательное поведение, переросшее в привычку, таковым не является: во-первых, приводит к достижению цели, во-вторых, имеет положительное подкрепление в виде удовлетворения. А положительные эмоции – естественная потребность живого существа, наряду с потребностью в еде и безопасности.
Классическая дрессировка предполагает использование методов отрицательного подкрепления, через неприятные эмоции. Однако на практике неэффективно стукать заигравшегося щенка по носу или тыкать носом в лужу возле дивана.
Причинно-следственные связи у собак формируются в раннем возрасте, чем чаще повторяется отработанное действие («игра с хозяином – доброжелательный укус – смех»), тем больше нейронных связей возникает в мозге у животного, тем сложнее корректировка нежелательного поведения.
Методы корректировки нежелательного поведения
- Отсутствие условий для проявления нежелательно поведения, использование сдерживающих механизмов, ограничивающих нежелательную активность собаки: намордник, привязь, конура или клетка.
- Наказание либо болевые воздействия на питомца. Поругать, стукнуть по носу. Помните, метод без предложения альтернативы неэффективен. Лучше для укусов предложить игрушку вместо руки.
- Отрицательное подкрепление. Громко вскрикнуть после укуса и игнорировать виновника какое-то время, чтобы животное осознало связь: кусаешь хозяина – теряешь партнёра для игр.
- Положительное подкрепление. Давать игрушку и хвалить, когда питомец перестаёт кусаться.
- Привыкание или снижение частоты нежелательного поведения под воздействием ряда повторяющихся раздражителей.
- Торможение нежелательного поведения. Заключается в резком переключении внимания животного, к примеру, резком крике после укуса питомца во время совместной игры.
- Выработка несовместимого поведения. К примеру, сложно кусать хозяина, если в зубах игрушка. Вывод: полагается обеспечить животное игрушками.
Лучшая тактика хозяина при укусах животного во время игры: резкий визг, заставляющий животного отпрянуть от неожиданности, игнорирование собаки в течение получаса, потом предложение питомцу поиграть с игрушкой при участии человека. Важно соблюдать последовательность действий и быть настойчивым в перевоспитании питомца.
Если до 4,5 мес допустимо говорить о простой игре с покусыванием хозяина и «заигрывании» животного, то после речь идёт уже о проявлении инстинкта самца. Стайный инстинкт руководит подросшей собакой, которая постоянно следит за распределением ролей в семье, и при малой слабине пробует занять лидирующие позиции в иерархической структуре семьи. Важно указать псу на его место, которое находится внизу семейной иерархии. Питомец не перестаёт быть любимым. Он должен чётко знать, кто главный, и признавать за человеком лидирующие позиции.
Попробовали бы вы повизжать на моего трёхмесячного щенка во время покусов. Он бы обрадовался и продолжил ещё сильнее.
Некоторым щенкам необходимо суровое наказание в определённые моменты. Иначе они не понимают.
Затыкать пасть игрушкой обнаглевшему щенку, позволяющему агрессивно кусать руки хозяина – игра с огнем.